Тема

Развитие экспортного потенциала автотракторной отрасли белорусской промышленности

20 июля 2020

Аналитический проект

Сегодня высокая степень неопределенности и динамичность меняющейся экономической обстановки в мире диктуют необходимость обмена лучшими практиками для корректировки подходов к управлению промышленным комплексом Беларуси.

Общение с международным экспертным сообществом позволяет утверждать о наличии двух разнонаправленных тенденций: перераспределения глобальных кооперационных производственных цепей, а также усиления интеграционными объединениями и национальными государствами протекционистских мер
по защите внутреннего рынка.

Выступили

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Бельский
Валерий Иванович

помощник Президента
Республики Беларусь

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Чеботарь
Юрий Адамович

первый заместитель Министра
экономики Республики Беларусь

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Вовк
Виталий Михайлович

генеральный директор
ОАО «МТЗ»

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Иванкович
Валерий Валерьевич

генеральный директор
ОАО «МАЗ»

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Пашик
Юрий Александрович

директор ОАО «Испытания
и сертификация бытовой
и промышленной продукции «БЕЛЛИС»

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Данейко
Павел Владимирович

управляющий Группы компаний
ИПМ

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Горелик
Юрий Владимирович

начальник Департамента
внешнеэкономической деятельности
Министерства иностранных дел
Республики Беларусь

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Макаров
Олег Сергеевич

директор Белорусского института
стратегических исследований,
доктор юридических наук
(модератор)

В дискуссии приняли участие

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Рахманов
Сергей Кимович

член-корреспондент НАН Беларуси,
доктор химических наук,
профессор

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Бирюков
Андрей Михайлович

председатель совета директоров НП ООО «Композитные конструкции»

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Сухих
Олег Вениаминович

генеральный директор
ОАО «Промагролизинг»

Представители дилерской сети ОАО «МАЗ», посольств Республики Беларусь в России, Украине, Польше, Казахстане, Индии, Латвии.

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Макаров Олег Сергеевич (модератор)

директор Белорусского института стратегических исследований, доктор юридических наук

Тема:
Развитие экспортного потенциала автотракторной отрасли белорусской промышленности

Первая тема нашего нового проекта «Образ будущего» выбрана не случайно. Ведь именно экспорт является жизненно важным фактором и одним из приоритетов нашего социально-экономического развития, о чем неоднократно повторял Президент. При этом именно экспорт наиболее рельефно ощущает на себе все последствия пандемии. В свою очередь автотракторный сегмент – без преувеличения сердце нашей промышленности.

Какую же мы для себя определили цель? Ни много ни мало, а описать формулу или слагаемые успешного экспорта завтрашнего дня для белорусских машиностроителей. Данная формула в нашем понимании должна слагаться из ответов на те риски, которая эта эпоха и несет. Но мы понимаем, где риски – там и возможности. Итак, что мы видим в качестве постпандемийных трендов?

Экспорт будет основным направлением нашей деятельности. Экспорт – это валюта. Без валюты страна существовать не может. И эту валюту надо заработать… Под 90 процентов мы торговали с Россией. Сегодня 47 процентов, если взять вообще экспорт. То есть мы ушли на другие рынки. Это величайшее завоевание. Рынок очень тесен, конкуренция бешеная.

Александр Лукашенко
«О наращивании и диверсификации экспорта»

Глава государства подтвердил, что в Беларуси будут постепенно уходить к формуле экспорта по принципу «треть-треть-треть», когда по трети поставок будет приходиться на Россию и на рынки ЕАЭС, Евросоюз, а также страны дальней дуги.

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Вовк Виталий Михайлович

генеральный директор ОАО «МТЗ»

Те предприятия, которые не превратились в глобальные с точки зрения переноса своих производств в другие регионы — они на сегодняшний день оказались в лучшей ситуации. Мы (прим. Тракторный завод) видим рост экспорта по сравнению с прошлым годом, и мы оцениваем, что рост будет. Но рынки действительно начали сворачиваться и каждый стал защищать свой рынок, несмотря на соглашения и договоренности.

Для освоения новых рынков, особенно в условиях кризиса, нужно делать быстрые шаги. Мы, к сожалению, не привыкли делать быстрые шаги. У нас затягивается принятие решений, рассмотрение документов. Предприятия необходимо раскрепостить, директору дать право риска.

Сегодня, когда все предприятия в Европе остановились, рынок был готов взять еще больше продукта, но у нас его не было и мы не смогли предложить его рынку.
Всегда нужно успевать на упреждение.

Сегодня, когда все предприятия в Европе остановились, рынок был готов взять еще больше продукта, но у нас его не было и мы не смогли предложить его рынку.
Всегда нужно успевать на упреждение.

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Иванкович Валерий Валерьевич

генеральный директор ОАО «МАЗ»

Наша страна экспортоориентированная, не обладающая большими запасами природных ресурсов. Единственная возможность выжить в этом сложном мире – это производить интеллектуальную собственность, качественный продукт и продавать его за рубеж.

На рынке Украины нет понятия «дешево» или «дорого». Есть ценностные понятия потребителя, который мыслит уже по-другому. Что касается МАЗа, то в период пандемии создание сервисов для потребителей (это то, чем мы занимаемся это «ковидное» полугодие) позволило нам сохранить и нарастить долю на рынке. Мы предлагаем потребителю уже не товар, а решение в моточасах или тонно-километрах на условиях не хуже, чем у конкурентов. Это обеспечивается путем заключения жестких сервис-контрактов, мы готовы обременять себя повышенными штрафными санкциями по данным сервис-контрактам.

Что будет дальне? ВВП Украины за 5 месяцев сократился на порядка 6 процентов. На сегодняшний день происходит национализация экономики, от всех политических партий Украины звучат предложения мер протекционизма. Только в мае транспортные и пассажирские перевозки упали на 95 процентов, грузоперевозки – на 23 процента. Увеличилась безработица до 9 процентов. По итогам года мы ожидаем, что падение объема продаж МАЗа в Украину будет меньше, чем уровень падения самого рынка Украины (30 процентов против 40).

В этих условиях быстрое реагирование и работа на опережение являются залогом успеха. Так быстро все меняется, что мало кто из экспертов скажет,  что будет с грузовым рынком не через пять лет, а даже к концу года.

“Каждому предприятию нужно четко понимать стратегию на своих традиционных рынках. Стратегия – это не план, это то, чем наш продукт будет отличаться на этих рынках. И мы как продавцы должны четко это знать и использовать товарные и нетоварные преимущества. Мы должны предоставлять готовые решения для потребителя”

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Власенко Андрей Валерьевич

дилер «МАЗ» в Украине

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Горелик Юрий Владимирович

начальник Департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь

Буквально месяц назад Европейский союз впервые ввел компенсационные пошлины против двух китайских предприятий, которые расположены в Арабской СЭЗ. Это очень интересный момент, это впервые в истории. Если ранее вводили против китайских предприятий из Китая, то тут в Арабской СЭЗ. Т.е. они посчитали, что те льготы, которые даются этим предприятиям, в т.ч. в рамках Великого шелкового пути, считаются запрещенной субсидией. Здесь Европейский союз отстаивает свои интересы очень сильно.

У нас есть исследование “скрытых чемпионов” — это высокотехнологичные белорусские компании, которые доминируют на мировых рынках. Смена белорусской прописки на любую другую – европейскую или американскую – дает «плюс» двадцать процентов к цене сразу. Значит, «беларускость» – это «минус» 20 процентов от цены при таком же качестве.

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности
Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Данейко Павел Владимирович

управляющий Группы компаний ИПМ

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Пашик Юрий Александрович

директор ОАО «Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции «БЕЛЛИС»

В мире сейчас идет глобализация, и я убежден, что ее никто не остановит. Она может быть переформатирована. Пандемия только усилила и ускорила те тенденции, о которых уже давно говорили.

Вместе с тем, если кто-то думает, что Китай и страны Юго-Восточной Азии обладают всеми высокими технологиями, то это заблуждение. Глобальные игроки не передали в Китай свои технологии и ключевые компетенции. Поэтому все остается в тех же руках, в которых и было.

Нами перед Министерством промышленности инициировано создание отраслевой функциональной инфраструктуры технического регулирования, чтобы решать задачи преодоления нетарифных барьеров и защитить национальные рынки и национального производителя. Эта инфраструктура объединит инженеров, конструкторов, испытателей, технологов и т.д. в одну цепь. За счет этого произойдет и вовлечение в деятельность международных структур, поднятие квалификации и т.д.

Если мы хотим быть конкурентоспособными на международной арене на длительную перспективу, нам надо всяческими путями находить технологических инвесторов, заинтересовывать их, чтобы они приходили в страну, и мы вместе разрабатывали и производили продукцию. Таким образом мы сможем двигаться вперед и видеть будущее не на один год вперед, а как при нормальной стратегии – на 10-20 лет вперед.

У нас не будет нормального экспорта до тех пор, пока мы не будем обеспечивать адекватную международную научно-технологическую кооперацию.

Рахманов Сергей Кимович

член-корреспондент НАН Беларуси, доктор химических наук, профессор

Мы, Беларусь, не сделали на предыдущем этапе развития переход к тем технологиям, которые уже устарели. Это сегодня наше большое преимущество. Мы должны принимать правильные решения и не поддаваться на фейковые тренды

Бирюков Андрей Михайлович

председатель совета директоров НП ООО «Композитные конструкции»

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Советское производство создавалось как оборонный комплекс: качество было в цене, а вот затраты никого не волновали.

И пока мы не изменим концепцию производственного мышления технического персонала на среднем уровне, мы всегда будем получать хорошее качество, но дороговато.

Данейко Павел Владимирович
управляющий Группы компаний «ИПМ»
Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Бельский Валерий Иванович

помощник Президента Республики Беларусь

Я бы все-таки рекомендовал рассматривать возможность работы без поддержки на внешних рынках. В любом случае, такая поддержка требует, чтобы ее дать экспортеру, ее все равно надо заработать и, как правило, тоже на внешнем рынке. Поэтому мы может будем себе ставить целью постепенного отказа от таких инструментов и придем к несколько иным механизмам поддержки производства.

Это в какой-то мере было бы для нас более выгодно в свете представления на внешнем рынке. Как бы то ни было, экспортная субсидия – запрещенная субсидия.

Бельский Валерий Иванович

помощник Президента Республики Беларусь

Что касается инструментов поддержки экспорта, то сейчас продолжается «война субсидий». Мы как экспортоориентированная страна также должны совершенствовать свои механизмы поддержки экспорта. Но применение таких механизмов стимулирует покупателей нашей продукции к тому, что они уже ждут, что будут какие-то послабления.

“Я бы делал основной акцент в технической и технологической политике, в том числе экспортной, на образование. Будем иметь квалифицированные и коммуницирующие кадры, которые понимают, что и как происходит – будем иметь конкурентоспособное производство и неплохой экспорт”

Бельский Валерий Иванович

“Я бы делал основной акцент в технической и технологической политике, в том числе экспортной, на образование. Будем иметь квалифицированные и коммуницирующие кадры, которые понимают, что и как происходит – будем иметь конкурентоспособное производство и неплохой экспорт”

Бельский Валерий Иванович

Надо смещаться в акцентах с поддержки экспорта как такового на поддержку высокотехнологичных производств, где появится продукт. И тогда, естественно, этот продукт будет конкурентоспособен, чтобы его продавать на внешних рынках.

Чеботарь Юрий Адамович

первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Эксперты о завышенных ценах на белорусскую продукцию

Из порядка 20 факторов, мешающих продвигать белорусский экспорт, в первой тройке:

1. Неконкурентоспособные цены по сравнению с зарубежными аналогами;
2. Непривлекательные для покупателя условия поставок (порядок расчета и прочее);
3. Отсутствие товаропроводящей сети.

Как нам перестроиться от ситуации, когда стандарты объединяли глобальные рынки, к новым реалиям, когда техническое регулирование становится оружием протекционизма и торговой войны? Существует ли нереализованный потенциал у наших машиностроителей по защите сообща собственными силами своих интересов как на внутреннем, так и на внешнем рынках? Можем ли мы говорить о необходимости поиска нестандартных решений в этой сфере?

Макаров Олег Сергеевич

директор Белорусского института стратегических исследований, доктор юридических наук

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Формула успешного экспорта

  • Вовк Виталий Михайлович
    генеральный директор ОАО «МТЗ»

    Успешный экспорт зависит, прежде всего, от продукта, востребованного рынком. Затем идет финансовая поддержка покупателя, также необходимо максимальное приближение товара к покупателю.

  • Данейко Павел Владимирович
    управляющий Группы компаний ИПМ

    1. Повышение уровня приемлемого риска в управлении топ-менеджментом государственных предприятий. Это означает две вещи: смена мотивации и доступ к деньгам, лояльных к риску.
    2. Интеграция автотракторных предприятий Беларуси в кооперационные цепи с отраслевыми предприятиями в первую очередь Европы. Это позволит снизить издержки за счет эффекта масштаба с одновременным улучшением качества.
    3. Создание государственного института, который бы занимался только экспортом (Министерства внешней торговли или обязательное членство в торгово-промышленной палате и т.д.).
    4. Создание академии экспорта и «агрессивного» экспортного агентства.

  • Горелик Юрий Владимирович
    начальник Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Республики Беларусь

    Сумма «востребованного на рынках высокоразвитых стран продукта» и «экспортного сопровождения (финансовое, сервисное и пр.)» умножить на систему государственного управления в сфере экспорта (административный ресурс в виде закрепленных должностных лиц, различных постоянно действующих комиссий и пр.).

  • Сухих Олег Вениаминович
    генеральный директор ОАО «Промагролизинг»

    Прежде всего, необходимо определиться, какая экспортная стратегия самого предприятия. Определение того рынка, на котором находишься. Вопрос цены и качества, т.е. необходимо знать всех присутствующих на этом рынке.

  • Пашик Юрий Александрович
    директор ОАО «Испытания и сертификация бытовой и промышленной продукции «БЕЛЛИС»

    Во-первых, соотношение "цена-качество" (понимание, какой продукт мы производим и какую нишу с ним на рынке занимаем); во-вторых, мы должны обеспечить легкое преодоление белорусскими предприятиями нетарифных барьеров в торговле, прежде всего с поддержкой и помощью национальных профильных организаций (испытательные лаборатории и органы по сертификации, интегрированные в международные структуры); бесспорная защита национального рынка и национального производителя.

  • Бирюков Андрей Михайлович
    председатель совета директоров НП ООО «Композитные конструкции»

    1. Частно-государственное партнерство в области инжинирингового бизнеса.
    2. Создание института ликвидной оценки интеллектуальной собственности.
    3. Вовлечение в оборот нематериальных активов.
    4. Кардинально поменять подходы к экспертизе инновационных проектов.
    5. Четкий выбор стран в качестве внешних технологических партнеров.

  • Иванкович Валерий Валерьевич
    генеральный директор ОАО «МАЗ»

    Прежде всего, должна быть честная четкая стратегия:
    продукт, рынки, сервис. Какую мы для себя стратегию сформируем, исходя из этого построить необходимые меры поддержки в зависимости от условий конкретного рынка. У нас есть человеческий потенциал, исторически сформированные компетенции, знания.

Развитие экспортного потенциала  автотракторной отрасли белорусской промышленности

Белорусский институт стратегических
исследований (БИСИ) является «фабрикой мысли»,
учрежденной Президентом Республики Беларусь
12 февраля 2019 года.

Белорусский институт стратегических исследований (БИСИ) является «фабрикой мысли», учрежденной Президентом Республики Беларусь 12 февраля 2019 года.

220004, Республика Беларусь,
г. Минск, пр-т Победителей, 7

220004, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, 7